"Новый порядок"

В годы ВОВ в Толочинском районе были уничтоженный 2 294 дома (почти каждый пятый двор), 19 391 хозяйственная машина, 41 813 голов скота, посевы на площади 33 582 га, в особенности пострадали деревни Рыдомля, Симонова, Замошье и другие. Оккупанты уничтожили все промышленные предприятия, 9 школ, 2 больницы, 7 медпунктов, 5 аптек, 10 детских садов, 39 магазинов. В денежном выражении ущерб района составил более чем 200 млн. рублей.(в масштабах цен тех годов).Но самыми тяжелыми и безвозвратными были человечные потери.До войны в районе проживала 53 695 человек. Немецко-фашисткие захватчики уничтожили в районе около 9 тысяч мирных жителей, вывезли в фашистское рабство 2 525 человек.На фронтах ВОВ погибла более как 4.3 тысяч уроженцев Толочинщины, в партизанских отрядах и подполья – около 580 человек.

Телеграмма оперативного управления генерального штаба сухопутных войск гитлеровской Германии командованию группы армий «Центр» о необходимости проведения репрессий в связи с нападением партизан на стн. Славное Толочинского района Витебской обл.

28 августа 1942 г.

Совершенно секретно! Фюрер требует немедленного проведения операции возмездия в связи с напа­дением на стн. Славное с применением самых жестоких репрессивных мер. О намеченных мероприятиях доложить. Оперативное управление (1) генерального штаба сухопутных войск.

Телеграмма командования группы армий «Центр» в оперативное управление генерального штаба сухопутных войск гитлеровской Германии с просьбой раз­решить начать репрессии против мирного населения за нападение партизан на стн. Славное Толочпнского района Витебской обл.

30 августа 1942 г.

Совершенно секретно.

На основании телеграммы оперативного управления генерального штаба су­хопутных войск № 11027/42 от 28.8.42, сов. секретно, сообщается:

Во исполнение приказа о проведении операции возмездия в связи с нападением на стн. Славное предусмотрено следующее: 100 сторонников партизан и членов семей последних в районе Славное, подозреваемых в участии или в содействии нападению, будут расстреляны. Их дома будут сожжены. О принятых мерах бу­дет передано по радио с комментариями. Проведение этих мер подготовлено.
Просьба дать разрешение.

Командование группы армий «Центр», оперативный отдел.

Телеграмма оперативного управления генерального штаба сухопутных войск гитлеровской Германии командованию группы армий «Центр» с разрешением проводить репрессии против мирного населения за нападение партизан на стн. Славное Толочинского района Витебской обл.

31 августа 1942 г.

Секретно.

Основание: Телеграмма группы армий «Центр», оперативный отдел, № 6744/42, от 30.8.
С намеченными мероприятиями согласен. О результатах доложить. Оперативное управление (1 М) генерального штаба сухопутных войск.

Из допроса подсудимого Иогана Рихерта, генерал-лейтенанта, быв. командира 286-й охранной немецкой дивизии, о расстреле гитлеровцами 100 мирных совет­ских граждан в районе стн. Славное в августе 1942 г.

15 января 1946 г.

...П р о к у р о р: Теперь расскажите, что произошло на стн. Славное?

Рихерт: В августе 1942 г. партизанами была уничтожена вся охрана же­лезнодорожной стн. Славное, разрушено здание вокзала и водо­напорная башня.

Прокурор: Какие в связи с этим событием вы получили указания от ставки верховного немецкого командования? Р п х е р т: На следующий день я был вызван фельдмаршалом фон Клюге, который сказал мне, что он получил строгий приказ от фюрера, в котором говорилось о том, что нужно 100 чел. расстрелять и сжечь все деревни, расположенные в районе железнодорожной стн. Славное.

Прокурор: На каком протяжении было приказано сжечь деревни?

Рихерт: На протяжении от Орши до Борисова. Фельдмаршал Клюге спро­сил мое мнение насчет сожжения деревень, я отклонил это пред­ложение, заявив, что немецкая армия не будет тогда иметь ме­ста для размещения своих частей, а население уйдет на сторону партизан. Население нам нужно было для того, чтобы зимой очи­щать снег на железной дороге. Фельдмаршал Клюге согласился со мной и убедил высшее командование в том. что эти деревни сжигать не следует. Но 100 чел. было приказано расстрелять, что и было исполнено.

Прокурор: Кого вы расстреляли, лиц, непосредственно напавших на охра­ну, или людей, совершенно не имевших никакого отношения к этому происшествию? Рихерт: Так как виновников, которые действительно принимали участие в нападении на железнодорожную станцию, было установлено мало, то в число намеченных к расстрелу были включены лица, которые никакого отношения к этому случаю не имели. Таким образом, было расстреляно 100 чел. Прокурор: В числе этих 100 чел. старики и дети были?

Рихерт: Это мне неизвестно. Прокурор: Таким образом, по вашему приказанию было расстреляно 100 чел.

Об этом вы расписали в газетах, огласили по радио. А скажите, зачем вы согнали 1500 чел. смотреть, как вы расправляетесь с населением? Рихерт: Это было сделано для устрашения. Прокурор: Кто непосредственно выполнял приказ о расстреле 100 чел.?

Рихерт: Батальон моей дивизии. Прокурор: Как вы, Рихерт, расцениваете расстрел этих 100 чел.?

Рихерт: Как меру против человечности, против интернационального права неприкосновенности мирного населения...Из показаний свидетеля В. А. Баранчика о расстреле гитлеровскими захватчиками 100 мирных советских граждан в районе Крупок в августе 1942 г.

16 января 1942 г.

...Я расскажу, как в 1942 г.. в конце августа или в начале сентября было расстреляно 100 чел. в районе мест. Крупки. Это было в воскресенье утром. Нем­цы с полицией пришли в дом ко мне и с применением силы предложили выйти на улицу. Всех жителей нашего поселка под конвоем повели с площади в бли­жайший лес, где было согнано около 5 тыс. чел. из Крупок и окрестных деревень.
В лесу была выкопана яма, и около нее стояли 4 автомашины, крытые брезен­том. Когда население было собрано, комендант произнес речь, в которой он зая­вил, что сейчас на наших глазах будут расстреляны 100 чел. со стн. Славное. Затем выступил начальник крупской полиции. Он также сказал нам, что сейчас будет расстреляно 100 чел. и что каждый стоящий здесь должен запомнить и не думать о связях с партизанами или уходить к партизанам, а тот, кто будет замечен в этом, будет подвергнут смертной казни. После этого по команде ко­менданта открыли брезент, которым были закрыты машины. Мы увидели, что в машинах сидят наши советские люди. Их начинают по 5 чел. брать из машин, приказывают раздеваться тут же около машины и подводят к могиле, уклады­вают в нее, а потом расстреливают. В числе 100 чел. были также дети в воз­расте от 12 лет и младше. В числе находившихся в машине была женщина с грудным ребенком на руках, которую немцы раздели, ребенка у нее вырвали, ее бросили в яму, а вслед за ней бросили ее ребенка и застрелили обоих. После казни нас построили и заставили пройти возле могилы...

Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941—1944. Мн., 1965. С. 38—40, 331 — 332. 333.

Как и по всей Белоруссии, в Толочине и районе с первых дней оккупации гитлеровцы начали создавать гетто. Уже в период с июля по октябрь 1941 года были созданы спецпоселения в деревнях Славное, Обольцы, в Толочине, городском поселке Коханово.
В сентябре 1941 года было создано гетто в Толочине по улице Никольской (ныне ул. А.Пушкина). Всех жителей этой улицы переселили, а их дома заселили еврейскими семьями из Толочина и близлежащих населенных пунктов. В 15 домах разместили более 2 тыс. чел., использовав сараи, хлевы и другие хозяйственные постройки. Гетто охраняла полиция, хотя оно и не было огорожено. Евреев заставили нашить на одежду два желтых треугольника в форме магендовида. Мужчин выводили на дорожные работы, заставляли чистить отхожие места. За невыход на работу трех человек повесили на площади Толочина. Подростка, укравшего банку консервов, повесили на воротах крахмального завода, где он работал. Некоторые бежали и их прятали. Мария Шапиро при помощи знакомого полицейского по поддельным документам ушла в Оршу, откуда ее отправили в Германию, как "восточную рабочую". Долго пряталась в д. Муравницы еврейка Копылова, но погибла из-за неосторожности. Гетто было ликвидировано 13 марта 1942 г. Более десятка евреев с ломами и лопатами в руках под дулами автоматов погнали на окраину Толочина и у поселка Райцы заставили рыть большую яму. А на следующее утро жители соседних улиц содрогнулись от страшного зрелища: полуодетых жителей гетто фашисты, подталкивая автоматами, спешно выгоняли на улицу и строили в большую колонну, состоящую из взрослых, детей и стариков.
Плач детей и женщин перекрывал злобный лай собак и команды палачей. Вскоре колонна под усиленным конвоем гитлеровцев с овчарками двинулась в сторону поселка Райцы. Еще в городе одна из женщин попыталась бежать. Такую же попытку сделали еще двое обреченных, но тут же были скошены автоматной очередью. В этот день фашисты расстреляли ни в чем не повинных людей. Вся их «вина» состояла в том, что им было суждено родиться евреями. Во время казни палач разорвал надвое и бросил в могилу младенца учительницы Шапиро... Еще долго ворошилась, присыпанная снегом, красная от людской крови земля на могиле и доносились глухие стоны раненых и упавших в могилу живыми.После войны родственниками погибших на месте казни был сооружен земляной курган, обрамленный посадкой ели и металлической оградой. На братской могиле установлен скромный обелиск в виде пирамиды и траурная табличка: «Здесь покоятся жертвы немецко-фашистского террора – свыше 2000 человек еврейского населения города Толочина и окрестностей, расстрелянных 13 марта 1942 года. Вечная память погибшим».
Коханово: в сентябре 1941 г. евреев согнали в гетто, которое занимало половину ул. Оршанской, к ним добавили евреев из д. Галошево Толочинского района. Часть узников пыталась оказать сопротивление, за что немцы расстреляли 15 молодых евреев. Несколько раз из гетто убегал Гиль, который всякий раз возвращался, не найдя поддержки у местных жителей. В январе 1942 г. гетто ликвидировали: 300 его обитателей расстреляли на еврейском кладбище недалеко от ул. Минской. Место расстрела было подготовлено заранее при помощи гранат и мин, которыми взрывали замерзшую землю. По другим сведениям, в Коханово было расстреляно 350 чел. (Оригинал источника хранится в ГАРФ, ф. 7021, оп. 84, д. 14, л. 12).
Славное: гетто было создано 9 июля 1941 г. по ул. Парковая (современное название), в нескольких домах по три семьи в каждом разместили около 100 евреев. Гетто охраняла полиция, узников обязали надеть нарукавные повязки с желтой звездой. С наступлением темноты выходить из помещений не разрешалось, взрослых привлекали к разным работам. Охранники из местных жителей участвовали в грабеже еврейского имущества, больше всех преуспел Пашковский. Шолома Шпунта запрягали в телегу и заставляли её тащить вместо лошади. Ликвидировали гетто 15 марта 1942 г., расстреливали недалеко от д. Глиники, многих закопали живыми. Сестер Равич прятали в д. Яблонька, но кто-то донес и их убили. Стасевич до конца укрывал двух детей Марии Сироткиной. Предупредили о расстреле группу девушек (Вера Погорелая, Аня Соловьева и др.), работавших на подстанции, которые бежали и спаслись (Г. Винница. Слово памяти (Витебск, 1997).

Вечная память погибшим.