ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ НА ТЕРРИТОРИИ ТОЛОЧИНСКОГО РАЙОНА В ИЮЛЕ 1941 г.

Неисчислимыми материальными потерями, пылающими городами и деревнями, неимоверными людскими страданиями и миллионами преждевременно оборванных человеческих жизней вошла в нашу историю Великая Отечественная война. Беларусь с первых часов войны оказалась в огне жестоких боёв. Ареной боевых действий стала и земля Толочинщины, лежавшая на пути врага, который рвался к Москве. Наши войска, ведя тяжёлые оборонительные бои, вынуждены были отступать под натиском превышающих сил противника.
Перед частями Западного фронта стояла задача задержать противника и не допустить прорыва через Березину в направлении Орши. Из Подмосковья в район Борисова была перекинута 1-я Московская мотострелковая дивизия под командыванием полковника Якова Григорьевича Крейзера. Впереди дивизии действовал разведбатальон под командыванием капитана П. Т. Цыганкова, который за смелые боевые действия в июле 1941г. был награждён орденом Ленина.
К 12 часам 30 июня 1941г. 1-я Московская мотострелковая дивизия заняла рубеж обороны на восточном бергу Березины. В её состав входили 6-ой и 175-ый мотострелковые, 12-ый танковый, 13-ый артилерийский полки; 300-ый зенитный и 123-ий противотанковый артилерийские дивизионы; 93-ий разведбатальон,батальон связи , инженерный батальон и другие специальные подразделения. Дивизия имела более 220 танков БТ-7м , в том числе 40 танков Т-34 и 10 - КВ, 54 гаубицы калибра 122 мм, 18 пушек калибра 45 мм . Дивизия насчитывала около 12 тысяч человек личного состава . И, когда части фашистского генерала Гудериана вышли к Березине, то встретили там организованное и усердное сопротивление воинов-москвичей. За 3 дня жестоких боёв на этом направлении враг потерял около 70 танков и 3000 солдат и офицеров. Однако количественное превосходство противника не давало возможности дивизии занять устойчивую оборону. Тогда было принято решение силами 12-го танкового и 6-го мотострелкового полков контратаковать противника, который прорвался к Лошнице. В ходе контратаки разгорелась великая танковая битва, в которой с обеих сторон участвовало более 300 танков. Наши танки КВ и Т-34 показали всю мощность советской брони и значительное превосходство над танками противника. Враг понёс значительные потери в танках и другой боевой технике. Его наступление было остановлено до 5 июля, а части нашей дивизии выиграли время для занятия обороны на реке Нача.
Группа сапёров-подрывников получила приказ пропустить по мосту через реку Нача все наши танки и затем взорвать его. Когда на мост зашёл первый вражеский танк, взрыв поднял его вверх. Сапёры-подрывники Ткач и Бондаренко знали, что не успеют спрятаться в укрытие. Они погибли как герои и отрезали дорогу фашистским танкам.

В дальнейшем, чтобы избежать окружения, Яков Григорьевич Крейзер применил тактику движимой обороны. Днём советские войска вели бои, а ночью незаметно отрывались от противника на 10-12 км и занимали оборону на следующем удобном рубеже. Так на протяжении многих суток безостановочных боёв выматывались силы противника, сдерживалось его наступление.
Жестокие бои разгорелись за Толочин. Вечером 5 июля враг захватил автомагистраль Минск-Москва на участке от Славень до Толочина и разместил там свои передовые подразделения. Утром 6 июля мотострелковые полки подошли к реке Друть. Крейзер решил ударом с севера и юга по сходящимся направлениям на Толочин освободить этот населённый пункт и сново завладеть автострадой. В голове 6-го мотострелкового полка шел батальон капитана Василия Былинкина, который обнаружил двигующуюся по автостраде на Толочин большую немецкую автоколонну с мотопехотой и различными грузами. Былинкин открыл по колонне огонь и атаковал её. На помощь к нему подошёл батальон Павла Шурухина, который за время войны стал генерал-майором и дважды Героем Советского Союза. С севера по фашистам ударил 175-ый мотострелковый полк. В ожесточённом бою, который переходил в рукопашную схватку, дивизия разбила автоколонну противника. Немцы потеряли 200 человек убитыми. Было взято в плен 800 солдат и офицеров, захвачено 350 исправных автомашин и знамя Берлинского 47-го танкового корпуса. На протяжении суток наша дивизия удерживала город. Гитлеровцы подтянули все свои силы, находившиеся в районе Борисова, обрушив на наши части мощные удары авиации и артилерии. Город дважды переходил из рук в руки. Вечером 9 июля под нажимом врага 1-я мотострелковая дивизия вынуждена была отойти на новый рубеж обороны – Кохоново.
В боях за районный центр участвовали и воины 115-го танкового полка под командыванием майора Сергеева. Заместитель командира роты лейтенант М. Б. Митрохин уничтожил несколько артилерийских расчётов и бронемашин противника.
Смело действовали артилеристы 123-го особого дивизиона противотанковых артилерий. Когда выбыл из строя командир одной из артилерий, рядовой В. В. Кочетов заменил его и уничтожил миномётную батарею врага.
В составе 1-ой Московской мотострелковой дивизии встретил Великую Отечественную войну и наш земляк- Михаил Иванович Кривицкий, где он проходил срочную службу. В июле сорок первого Михаилу Ивановичу пришлось отступать через родные места . Навсегда запомнились ему тяжёлые оборонительные бои под Толочином. Защищал Михаил Иванович и Сталинград, участвовал в операции «Багратион». Последний его бой был за крепость Кёнигсберг, где он был тяжело ранен и комисован по инвалидности. Награждён Орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-ой степени ,пятью боевыми медалями.
10 июля, защищая мост через реку Адров на шоссе Минск-Москва, совершил свой подвиг Николай Михайлович Дмитриев, наводчик противотанковой артилерии. Отбивая атаки, уничтожил 3 танка противника. Оставшись один возле артилерийской установки, был тяжело ранен, однако бой не прекращал. Дмитриев терял сознание, падал, но приходил в себя и стрелял. Вскоре бой утих. Врачи достали из тела Николая Михайловича Дмитриева 17 осколков. 31 августа 1941г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В боях на участке Борисов-Орша, имевших большое значение, проходили первое боевое крещение воины 1-й мотострелковой дивизии. Более 300 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. Формирование Московской Пролетарской дивизии, с дислокацией её в Москве, началось 29 декабря 1926 по указу наркома обороны СССР К. Я. Ворошилова. По замыслу советского правительства дивизия должна была стать ( и она на самом деле стала ) школой, в которой проходили военную службу трудящиеся Москвы. Новые образцы вооружения и боевой техники обычно проходили испытания на её стрельбищах и тактических полях. Из рядов дивизии вышли известные всей стране военачальники : Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов, главный маршал артилерии Н. Н. Воронов, генерал армии К. Н. Галицкий , П. И. Батов и многие другие. В мае 1940 г. дивизия была переформирована в 1–ю Московскую мотострелковую , что было обусловлено дальнейшим развитием нашей индустрии. 1-я мотострелковая дивизия одна из первых стала гвардейской.
В начале июля в районе Борисова и Толочина жестокие бои шли и на земле и в воздухе. Действия эскадрилей 213-го и 214-го бомбардировочных авиаполков, которые базировались возле деревни Зубово недалеко от Орши, прикрывали истребители 401-го истрибительного авиаполка, которым командовал подполковник Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун. 4 июля 1941г. Степан Павлович вместе с девяткой лётчиков эскадрильи офицера В. И. Хомякова сопровождал группу бомбардировщиков, наносивших удар по вражеской переправе на Березине. Выполнивши это задание, Степан Павлович Супрун отдал приказ эскадрильи следовать на свой аэродром, а сам решил произвести воздушную разведку. На аэродром Степан Павлович не возвратился.
Степан Павлович Супрун родился 2 августа 1907 г. в селе Речки Белопольского района Сумской области. С 1929 г. в Красной Армии. Первую авиационную специальность получил в 1930 г., окончив школу младших авиационных специалистов. Образование продолжил в Смоленской школе военных пилотов. Испытал более 150 типов самолётов будучи лётчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС. За заслуги в освоении новой техники и геройства при испытании самолётов в 1936 г. награждён Орденом Ленина. С июля 1939 г. командовал группой истребителей в Китае, прикрывая важные объекты от налётов японской авиации. За успешное выполнение этого задания и проявленное мужество и героизм Степан Павлович был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза ( 20.05.1940 г. ) . Являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В Великую Отечественную войну Степан Павлович Супрун вступил опытным и прославленным лётчиком, командиром 401-го истребительного полка, сформированного из лётчиков-испытателей. В первом же бою уничтожил 2 самолёта противника. Лётчики полка под его командованием только 2 и 3 июля 1941 г. сбили 8 самолётов . Подполковник С . П . Супрун погиб 4 июля 1941 г. в неравном бою с 6 вражескими самолётами около д. Монастыри (ныне д. Полевая ) . Много лет оставались неизвестными обстоятельства гибели и место захоронения Степана Супруна. После исчезновения лётчика поиски велись, но были безуспешны, а вскорости Белоруссия была оккупирована. После освобождения Беларуси, по инициативе брата героя подполковника Ф. П. Супруна, поиски были возобновлены. Районом вероятного падения самолёта был обозначен треугольник Лепель-Толочин-Борисов – площадью более 4 тыс. км /2. Ситуацию прояснили документы, найденные родными Степана Павловича в архиве Министерства обороны. В донесении Нестерцева, командира 23-й авиационной дивизии, в которую входил 401-й истребительный полк, начальнику штаба ВВС Западного фронта говорилось, что в районе г. Толочин был выявлен сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках самолёта найдена Звезда Героя Советского Союза.
В 1960 г. Ф. П. Супрун через Толочинскую районную газету « Ленинец » обратился с просьбой к жителям сообщить о месте предполагаемого падения сбитых в начале войны самолётах.
На следующий же день в редакцию пришёл житель д. Сурновка Толочинского района, колхозный кузнец Михаил Ефимович Покатович. Он рассказал, что 4 июля 1941 г., будучи бойцом поста воздушного наблюдения в районе Друцкого городища, стал свидетелем боя советского истребителя с 6 фашистскими самолётами. Советский лётчик сбил немецкий истребитель, но и сам был подожжён. Командир поста и бойцы воздушного наблюдения отыскали место падения самолёта и 5 июля 1941 г. местные жители Д. П. Василевский и А. Я. Акулович похоронили лётчика. Гроб сделали из металлических щитов обшивки самолёта. Во время войны эти люди погибли и точное место захоронения не знал никто.
Михаил Ефимович Покатович показал примерное место падения самолёта . И с помощью сапёров одной из частей Белорусского военного округа под командованием майора А. С. Говрутина останки лётчика были найдены. Удалось найти и части его самолёта. По этих и других приметах было установлено, что недалеко от д.Полевая (ранее д. Монастыри ) Толочинского района погиб смертью храбрых Степан Павлович Супрун. Его останки были перевезены в Москву и перезахоронены семьёй на Новодевичьем кладбище. 22 июля 1941 г. за подвиг при выполнении боевого задания, а также за умелое командование полком, оснащенным новыми истребителями МИГ-3, и личную отвагу Степан Павлович Супрун, один из первых в стране, был награждён второй медалью « Золотая Звезда ».
Именем С. П. Супруна названы улицы в Москве, Сумах и Толочине . Установлены памятники на родине героя – в с. Речки, на месте гибели, на могиле