Бригада "Чекист"

В годы Великой Отечественной войны на территории Толочинского, Круглянского, Шкловского, Лепельского и других районов Витебской и Могилевской областей Белоруссии самоотверженно сражалась с немецко-фашистскими оккупантами партизанская бригада "Чекист". В ее рядах рядом с белорусами были русские, украинцы, казахи, узбеки, мордвины, татары, грузины и представители других народов бывшего Советского Союза.

На боевом счету этой бригады 10993 уничтоженных гитлеров­цев и 633 изменников Родины, 265 пущенных под откос вражеских эше­лонов, 372 взорванных авто- и бронемашин, десятки разгромленных фа­шистских гарнизонов. Перед соединением с частями Советской Армии бригада "Чекист" контролировала огромный район междуречья Днеп­ра и Березины, насчитывала в своих рядах более двух с половиной тысяч бойцов и командиров личного состава. Сотни партизан бригады "Чекист" отдали свою жизнь во имя победы над жестоким и ковар­ным врагом.

Первые партизанские костры зажглись в Рацевском лесу в апреле 1942 года. Вооружен­ную борьбу с оккупантами начали партизанские группы и отряды Герасима Алексеевича Кирпича, Александра Федоровича Симдянкина, Григория Се­меновича Иванова и других командиров Красной Армии, оставшихся в окруже­нии .Ядром, вокруг которого объединились первые партизанские группы, был отрад "Чекист", организованный Г.А. Кирпичем. Перед вой­ной лейтенант Кирпич служил пограничником на западной границе возле Белостока, был начальником погранзаставы.
...Тяжелые бои под Белостоком, Волковыском, Слонимом, Новогрудком,Миром , Минском...

Таков путь 10-й армии Западного фронта. Таков путь и груп­пы чекистов-пограничников: Г.А. Кирпича, Г.А.Коняшина, С.Шваюка и др.Герасим Алексеевич устанавливает связь с десантниками Влади­миром Рябининым и Виктором Чистяковым. Рябинин и Чистяков окончили десантную школу в Москве и в ночь на 3 ноября 1941 года высадились на парашютах в Белыничском районе.Десантники должны были найти инициативную группу для орга­низации партизанского движения и обеспечить их боеприпасами: доставить группе тол, оружие, батареи для рации. У Кирпича уже была группа: Степан Коняшин, Филипп Шваюк, Григорий Иванов. Тесную связь установил Герасим Алексеевич с комсомольско-молодежной группой деревни Литовск Круглянского района, которую возглавляла молодая учительница Мария Венедиктова. К "Чекисту" присоединяются красноармейские отряды Симдянкна, Клющникова, Буланова, оказавшиеся в окружении. Таким образом образовалась партизанская бригада "Чекист", которую возг­лавил А.Г.Кирпич. Комиссаром бригады назначается Федор Михайлович Седлецкий, начальником штаба Иван Дмитриевич Буланов, начальником разведки Григорий Николаевич Севостьянов. Бригада базировалась в Рацевском лесу.

Первым делом "Чекиста" был разгром волостных управлений и полицейских постов в деревнях Ново-Бращино, Туминичи, Ореховка, Воронцевичи и ликвидация сепараторных пунктов, куда население обязано было ежедневно сдавать молоко для немецких войск. Все операции прошли успешно, от оккупантов была очищена зона вокруг Рацевского леса радиусом в 10-15 километров. 19 апреля 1942 го­да "Чекисты" разгромили гарнизон в деревне Староселье Шкловского района, в деревне Жукнево уничтожено 18 гитлеровцев. Партизанам достались большие трофеи: оружие, боеприпасы, немецкая военная форма, лошади, продукты питания, транспортные средства. Из донесений разведки « чекистам » стало известно о готовящейся акции противника: 4 июня 1942 года немцы должны были забрать у населения коров, лошадей, мелкий скот. По наиболее вероятным путям следования врага партизаны устрои­ли засады. А группа отряда Симдянкина в этот день в лесу возле деревни Гончаровка заброса­ла автомашину гитлеровцев гранатами.В результате операции партизаны уничтожили 27 оккупан­тов.

Чтобы одним ударом покончить с партизанами в этом районе, фашистское командование направило экспедиционные отряды из 0рши, Шклова, Могилева.

22 июня 1942 года на Дыможевском поле, юго-восточнее Рацевского леса, партизаны заня­ли круговую оборону и навязали врагу бой, не дав соединиться отрядам противника. « Чекисты » одержали победу и получили богатые трофеи: минометы, автоматы, пулеметы, легкое оружие. До конца лета враг забыл дорогу в Рацевский лес.

В бригаде имелась маневренная группа Шамарина. Она состоя­ла из роты велосипедистов, мотоциклистов, эскадрона кавалеристов,артбатареи и мотострелковой роты на трех автомашинах со станковыми и ручными пулеметами. Автомашины, мотоциклы, велосипеды и часть вооружения были трофейными. Партизанам трудно было доставать бензин. Его привозили различными способами связные из Орши, Шклова,Толочина, Болбасовского аэродрома ( под Оршей ), Круглого.

Командование бригады разработало план рискованной, дерзкой боевой операции по разгрому крупного немецкого гарнизона в местечке Головчино, что в 20 км южнее Круглого.

Утром 25 июли 1942 года выдалось солнечным и теплым. По небу плыли редкие облака. Часов в 10 утра маневрен­ная группа Шамарина, усиленная бойцами и вооружением из других отрядов, с развернутым красным знаменем вышла из Рацевского леса.

-Удар был настолько ошеломляющим, что гитлеровцы не могли понять, откуда что взялось, - говорит участник этой операции Анатолий Романович Мачаховский, бывший в то время пулеметчиком бригады.

-Среди бела дня, на автомашинах,- показывал позже один из пленных полицейских- этого мы никак не ожидали.Гарнизон был полностью разгромлен, уничтожены склады, маслосырзавод, взяты большие трофеи. Долго после этого боя не только среди населения, но и среди оккупантов ходили слухи, что это не партизаны, а прорвался полк регулярных войск Красной Армии.Партизанская бригада "Чекист" поддерживала постоянную связь с Большой землей, с ЦК КП/б/Б и Белорусским штабом партизанского движения. Еще до образования бригады за линию фронта направлялся боец Виктор Чистяков ,Зоя Аладьева и Ваня Хаткевич из отряда И.Д.Буланова. Зоя возвратилась с группой подрывников, а 17-летний Ваня Хаткевич в бригаду не вер­нулся, он погиб при переходе линии фронта.

Поход за линию фронта в условиях фашистской оккупации дело опасное и трудное, ответственное. Из Рацевского леса нужно пройти многие кило­метры, опасаясь арестов, прятать настоящие документы, а пользоваться поддельными немецкими. Вот почему командование бригады поручает такие задания самым надежным, смелым, проверенным. .

Первыми доложить в ЦК КП/б/Б о бригаде "Чекист" командование поручило Павлу Агафоновичу Голицыну и Любови Кузьминичне Кривельской. Шли они под видом брата и сестры к "бабушке" и "дедушке".Донесение в ЦК KП/б/Б аккуратно отпечатано на белом батисте и старательно зашито в пиджаке Павла между верхом и подкладкой.
В архиве хранится это донесение на куске белой ткани.
Позже линию фронта пересекали Владимир Рябинин, Ольга Гэрбацевич, Мамадали Тапивалдыев, Валя Воробьева, вторично Павел Голицын и другие партизаны. В ноябре 1943 года в бригаду прислали радистку Валентину Полещук. С большой землей уста­новилась постоянная радиосвязь.

Длительное время бригада "Че­кист" действовала вблизи важнейших железнодорожных линий Минск - Москва и Ленинград-Киев.Еще в ноябре 1941 года группа партизан Бориса Николаевича Клюшникова разобрала рельсы восточнее стан­ции Коханово и паровоз с несколькими вагонами сошел под откос. Апрельской ночью 1942 года партизаны из от­ряда И.Д.Буланова под руководством Андрея Никитченко, железно­дорожника по специальности, разобрала колею железной дороги на крутом повороте южнее станции Копысь. Эшелон полетел под откос, причинив оккупантам немалый урон. А через несколько дней эта же группа взорвала железнодорожный мост на участке Копысь-Шклов. Позже с большом земли в партизанские отряды начали прибывать тол и группы подрывников-диверсантов. Не спасало вражеские эшелоны ни усиленная охрана железных дорог, ни минные поля и проволочные заграждения, ни лесные завалы, ни вырубки полос леса вдоль желез­нодорожного полотна. В отрядах образуются специальные группы подрывников. Уже к осени 1942 года на боевом счету подрывников бригады Антося Хайнацкого, Сергея Кренена, Мамадали Топивалдыева, Василия Матюшевского, Владимира Рябнннна, Виктора Чистякова, Николая Коянова, Василия Ветошкша было по несколько спущенных под откос эшелонов.А к моменту соединения бригады с частями Советской Армии на личном счету Владимира Юрченко бы­ло 18 эшелонов.
В ночь на 3 августа 1943 года партизанские отряды « Чекиста » приняли участие в "рельсовой войне", проведенной порешению Белорусского штаба партизанского движения. Многие киллометры железной дороги на участках Славное - Орша и Орша - Могилев были выведены из строя чекистами. На несколько дней было остановлено движение вражеских поездов.Немецким командованием было направлены в район, контролируемый «чекистами» ре­гулярные воинские части с танками, артиллерией, авиацией, для того, что бы ударив по партизанам внезапно, прочесать Рацевский и другие леса в этом районе и, таким образом, раз и навсегда покончить с пар­тизанами.

Весь день 29 августа 1942 года происходили стычки партизанских отрядов с противником, бои шли на всех направлениях. К вечеру 29 августа все населенные пункты вокруг Рацевского ле­са были заняты врагом. В Староселье, Рацеве, Слободе, Любанячах, Логовщине, 3убове, Ореховке, Дудаковичах, Дымове и других деревнях остановились немецкие танки, подразделения автоматчиков, пехоты. Общая численность вражеских войск, брошенных на блокирование этой зоны, доходила до 45000 солдат и офицеров. Об организованном сопротивлении не могло быть и речи: в бригаде не было и двух тысяч бойцов, вооруженных в основном винтовками. Не хватало боеприпасов. Отряд бригады под руководством Суворова находился на боевом задании в Круглянском районе. Отряд Красикова был на левобережье Днепра. Не было никаких сом­нений, что завтра враг ворвется в партизанский лагерь. В таком положении командование бригады на Совете командиров и комисса­ров отрядов приняло единственно правильное решение - оставить Рацевский лес, чтобы спасти соединение от разгрома. В ночь на 30-е августа "чекисты", забрав все имущество, раненых и больных отошли на север, под Оршу и остановились на дневку в Ольховском лесу, что в нескольких километрах от аэродрома Болбасово.Перейти важнейшие железную дорогу и автомагистраль Минск-Москва бригада не могла: большое количество людей, повозок с больными и ранеными легко было обнаружить. На совете командиров бригада была поделена на две большие группы отрядов. Местом встречи обеих групп намечалась южная окраина болота Усвиж-Бук. И если первая группа( штаб, от­ряды Иванова, Симдянкина, Шамарина ) в ночь на 31 августа перешла железную дорогу и автомагистраль между Толочином к Подбе-резьем почти без потерь, то судьба второй группы сложилась по иному. В эту группу вошли отряды Никитченко, Клюшникова, Денисова и Ко­валева, под общим командованием Никитченко А.О. Возле станции Коханово они наткнулись на крупные силы противника и вынуждены бы­ли пойти на юг, в Крупские леса, где находи­лась бригада Жунина. Во время этих переходов погиб в бою коман­дир отряда Александр Денисов. Блокированная в Коз-ловском лесу возле деревни Гоенка Круглянского района вторая группа отрядов три дня вела ожесточенные бои с крупными вражес­кими силами, понесла тяжелые потери. В этих боях погибли команди­ры отрядов Борис Клюшников, Иван Суворов, комиссар Николай Мосюров, политрук роты Дмитрий Сиянин, Филипп Шваюк, Сергей Мосолков и многие другие. Только в конце ноября обе группы соединились на юге Лепельского района.

На новом месте бригада пополнилась бойцами, но оружия не хватало. Комиссару 1-го отряда Петру Игнатьевичу Счеславскому удалось сконструиро­вать самодельные автоматы и винтовки, организовать оружейную мас­терскую, но это не решило вопрос с оружием.Партизаны бригады "Чекист" установили тесные связи с населением, вели пропаганду среди местных жителей,знакомили их с положением на фронтах. По инициативе комиссара бригады Федора Ивановича Букштынова был организован выпуск бригадной газеты "За Родину". Га­зета распространялась не только среди партизан и местного насе­ления, но и разными путями пересылалась в немецкие гарнизоны.В деревнях Стайске, Повсвиже, Свядицах, Волосовичах, Велевщине, Аношках проводились операции бригады. За деревню Рудня счет был особый. Рудня стоит на развилке дорог Лепель-Борисов и Лепель-Бегомль. Бойцы отряда Иванова выбили фашистов вскоре после прибытия в этот район - в конце ноября. На разгром партизан в Рудню из Лепеля в канун 1943 года немецкое командование направило круп­ный отряд, который был уничтожен партизанами.
18 марта немцы повторили попытку овладеть Рудней. Бой длился целый день, но выбить партизан из Рудни, как хвастливо заявлял начальник Лепельской полиции Мына Пшонка не удалось. Находилась бригада в Лепельском районе до начала апреля 1943 года. В конце марта из БШПД был получен приказ передисло­цироваться в прежний район действия. Для выяснения обстановки туда была послана разведка, которая через три дня вернулась. Два дня ушло на подготовку к походу. 8 апреля бригада оставила Лепельский район. 13 была в родном Рацевском лесу. Разведывательная группа доложила: в Ельковщине за время отсутствия бригады восстановлен гарнизон из 76 полицейских, укреплений почти нет. Поли­ция не подозревает о прибытии партизан, пьянствует, играет в карты, чувствует себя в безопасности.

- А что если несмотря на нашу усталость разобьем гарнизон сегодня? – обратился Герасим Алексеевич к командирам отрядов.

- Знаю, что люди уставшие, но сегодня может обойтись без жертв, а завтра...- комбриг сделал паузу. Все понимали, что завтра могут погибнуть люди. Но до Ельковщины хороших 15 километров.

… Посты сняты бесшумно. В казарму ворвались так стремительно, что полицейские не успели добежать до стойки с оружием. А через полчаса колонна пленных полицейских конвоировалась к ближайше­му лесу. Надо отметить, что часть полицейских была отпуще­на домой. На вопрос:
« Почему пошел а полицию ?» - большинство отвечало, что боялись угона в Германию.
И только тех, кто участвовал в казнях мирного населения и партизан приговорили к расстрелу. Потерь со стороны партизан в этой операции не было. До конца войны в Ельковщине немцы гарнизона не восстанавливали.

Бригада росла, пополнялась за счет местного населения. Отряды строились по принципу батальонов. Рацевс­кий лес для крупного партизанского соединения был мал. В нем дислоцировались два отряда: А.Ф. Симдянкина и Ф.М. Седлецкого. Федор Михайлович был при БШПД более трех месяцев. Уходя за фронт, он предложил назначить комиссаром бригады Ф.Л. Букштынова. БШПД поручал Седлецкому ответственное задание: узнать все об аэ­родроме в Болбасово и сформировать новый партизанский отряд. 30 апреля штаб и большинство отрядов перебазировались в лесные массивы на грани­це Круглянского и Белыничского районов. Теперь бригада контролировала огромный район междуречья Днепра - Березины. Штаб брига­ды разместился в лесу между деревнями Клева и Клевка Белыничского района.
В мае 1943 года в бригаду прибыли представители Могилев- ского подпольного обкома партии Марк Иванович Кудин и Иван Пав­лович Крисковец. Они сообщили решение Могилевского обкома о соз­дании Шкловского подпольного райкома партии на базе партийной организации бригады "Чекист". На состоявшейся партийной конференции был избран подпольный райком в составе:

1.Букштынов Ф.И. - первый секретарь
2.Щербаков И.С. -второй секретарь, он же редактор газеты

3.Кирпич Г.Л. - член РК, командир военно-оперативной группы.

4.Сиялко Ф.Т. – член РК, зав. отделом пропаганды 5.Митин - член РК, секретарь подпольного райкома комсомола.

Федор Иванович Букштынов, уроженец нашего района /д.Слобо­да/, сын крестьянина, комсомолец с 20-х годов. Перед войной он работал в секретариате СНК СССР. Добровольцем ушел в народ­ное ополчение г.Москвы. Под Вязьмой попал в плен, 19 дней побыл в Могилевском лагере военнопленных, откуда его полуживого забрала сестра под видом местного жителя. В бригаде "Чекист" был командиром отделения, с июня 1942 года комиссаром отряда №5, потом комиссаром бригады. Затем его избирают на ответственный пост первого секретаря подпольного райкома.Подпольный райком партии, коммунисты и комсомольцы бригады, переименованной в Шкловскую военно-оперативную груп­пу /ВОГ/ проводили огромную работу по мобилизации сил на разгром врага.
Одной из ярких страниц истории партизанской бригады "Чекист" является Приганьская операция, проведенная 3 октября 1943 года.
25 сентября советские войска освободили Смоленск. Уже выри­совывалось Могилевское направление фронта, укреплялся правый бе­рег Днепра. Друть становилась третьей линией обороны немцев. Шлях Толочин-Круглое-Могилев немцы взяли под особый контроль, создали укрепления. Особенно была укреплена деревня Пригани на бере­гу реки Друти в пяти-шести километрах южнее Круглого. Вся дерев­ня обнесена забором из колючей проволоки, противотанковым рвом, на вероятных подступах к деревне - минные поля. Гарнизон, состоя­щий из немцев и полицейских, расположился в помещении школы на восточной окраине. Вокруг здания школы вы-копали ров глубиной и шириной в два метра, завалили ежами. С выбранного песка и земли во внутрь двора насыпан зал такой же высоты и ширины. Под валам пять дзотов с амбразурами для обстрела. По четырем углам здания также дзоты с подземными ходами сообщения. От мин и гранат во дво­ре сделаны навесы. Рядом со зданием школы на возвышенности соору­жена 20 метровая вышка для наблюдения. В обоих концах деревни по­ставлены ворота с контрольно-пропускными будками. Комендант гар­низона обер-лейтенант Ганс и его подчиненные называют Пригани неприступной крепостью, Ежедневно в неприступную крепость тяну­лись повозки с награбленным имуществом, вели на жестокие пытки людей, которые подозревались в связях с партизанами.

Как взять « неприступную крепость » ? Этот вопрос давно об­суждался командованием бригады. И вот донесение разведки: 3-го ок­тября из Шклова в Круглое через Черноручье и Пригани будет сле­довать отряд немцев и полицейских, прибывших из-под Смоленска. Приганьский гарнизон осведомлен об этом. Чекисты-разведчики узна­ли пароль, количество немцев и полицейских, время их прибытия в Пригани.

- А что если переодеть наших бойцов а немецкую форму и под видом полицаев придти в гарнизон ?... Смелость города берет, предложил Григорий Николаевич Севостьянов, прибывшим в штаб командирам отрядов.Предложение начальника штаба было принято. 3 октября "неприступная крепость" была взята.
Заключительным аккордом борьбы партизан-чекистов перед сое­динением с частями Советской Армии была "рельсовая война" в ночь на 20-е июня 1944 года.
Мне хорошо помнится эта чудесная, героическая, славная и неза­бываемая летняя ночь. В эту ночь народными мстителями били взор­ваны все железные дороги Белоруссии, чтобы враг не мог воспользо­ваться ими в предстоящей Белорусской операции - крупнейшей опе­рации Великой Отечественной войны. Нашему 5-му отряду Симдянкина был отведен участок железки между Славным и Троциловым. Каждый партизан получил по четыре шашки тола ,бикфордов шнур, тлеющие спички. Соблюдая тишину шли к дороге шеренгой в 5-6 метрах друг от друга, соблюдая равнение. Не отходя до цели метров 60 была от­дана команда: "Ползком вперед". Вот уже остается метров 20. У меня еще нагрузка - санитарные носилки, которые к счастью, в этой опера­ций оказались не нужными. Вдруг из будки застрочил вражеский пулемет. Правее просвистели пули. В ответ раздалось могучее "Ура-а-а!" и мы бегом оседлали железку. По команде положили шашки к рельсам, по команде зажгли шнур и сбежали с насыпи. И так четыре раза. Под покровом ночи немцы разбежались неизвестном направлении. Опера­ция была осуществлена успешно. А 5-го июня: началась Белорусская операция. 28-го июня партизанская бригада "Чекист" соединилась с танкистами генерала Бурдейного в районе деревень Гоенка-Задний бор Круглянского района.

Давно утихли канонады сражений, отгремели жестокие битвы.Вновь и вновь мы вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь за мир на земле.